Мотивация персонала – вложения в процветание

14 Июля 2014 17:10

Сегодня о мотивации персонала знает владелец даже самой маленькой фирмы. Без этого рычага не приходиться рассчитывать на успех и процветание фирмы, на продуктивную отдачу со стороны сотрудников компании и на всё то, на что вы собираетесь рассчитывать. О грамотной и правильной мотивации, которая позволяет вернуть ваши вложения сторицей сегодня и пойдёт речь. Как смотивировать сотрудника и заставить его поверить в то, что ваше дело – это и его дело…

Что такое мотивация персонала

Мотивацией персонала называют ряд инструментов, которые используются для повышения результативности и качества работы сотрудников фирмы или компании. Также, это и комплекс мер, целью которых является обеспечение качественного и самое главное - эффективного труда, и способ удержания и привлечения квалифицированных сотрудников. Большинство руководителей фирм, почему-то соглашаются с первыми пунктами, но понятия не имеют о последних. Однако, такое однобокое отношение к процессам мотивации не позволяет рассчитывать на полный результат. Поэтому, описывая схему и механизмы мотивации, нужно разделить их на материальные и не материальные стимулы, а также морально-психологические меры и цели.

Механизмы работы мотивации

Специалисты, которые вот уже не первый год трудятся над разгадкой всех секретов и механизмов мотивации, пришли к следующим выводам. Так,
  • Мотивирование даёт результаты только в случае, если ваши подчиненные и сотрудники признают свой вклад в результат работы. Поэтому, будьте готовы к тому, что для мотивации своей правой и левой руки, вам придется выделить этим специалистам отдельные кабинеты, отдельный статус и наделить их определенным рядом прав и полномочий, которые бы выделили этих сотрудников из череды других.
  • Более эффективный результат мотивации – это неожиданное поощрение, нежели, ожидаемые и регулярные прогнозируемые бонусы и поощрительные балы. Поэтому, используйте этот инструмент правильно, а также, внедряйте такую практику, как премия за выполненное задание даже в течение месяца, а не только в его конце.
  • Позитивная мотивация всегда эффективнее отрицательной, поэтому, вместо накладывания штрафов на одних сотрудников - наградите премией других, для первых это послужит отличным стимулом.
  • Мотивация – это мгновенная реакция, не стоит кормить сотрудников обещаниями. В случае, когда они справились с работой, постарайтесь как можно быстрее поощрить их, ведь, чем больше временной отрезок между поощрением и совершением задания, тем меньше сотрудник связывает его с той работой, которую он выполнил.
  • Не бойтесь разбивать выполнение работы на этапы, и за каждый выполненный этап поощрять персонал.
  • Специалисты утверждают, что один из главных секретов успеха мотивации заключается в том, что сама мотивация повышает внутреннюю самооценку у вашего персонала. А, потребность в самоутверждении заложена в каждом из нас, поэтому, для того, чтобы самоутвердится и получить поощрение, сотрудник старается справится с заданием быстро, качественно и эффективно.
  • Мотивировать персонал и отдельных сотрудников необходимо правильно. Ведь, поощрение одного – это повод для разочарования другого. Поэтому, не старайтесь пустить пыль в глаза своей мотивацией, а запомните, крупная награда – это повод для зависти в коллективе, а вот частые и небольшие поощрения – это отличный стимул добиться такого же поощрения. Аналогично, старайтесь мотивировать не отдельно взятых сотрудников, а весь персонал, это не приведёт к расколу в коллективе и не погубит корпоративный дух.

Типовые варианты мотивации персонала

Стандартные, или как их ещё называют типовые варианты мотивации персонала – это повышение и карьерный рост, расширение полномочий и прав, увеличение власти, процентная доля в активах компании, грамота и признание, место рядом с руководителем за столом во время совещания, словесная благодарность руководителя в присутствии коллег, возможность прямого общения с руководящим составом, материальное вознаграждение, оплата медицинских услуг сотрудника и страхование его жизни и здоровья, оплачиваемый внеочередной отпуск, сохранение места за сотрудником, обучение персонала, аренда жилья за счёт компании, оплата расходов на обслуживание и ремонт автомобиля…

Не обязательно постоянно поощрять сотрудников денежным вознаграждением. Как свидетельствует практика, такие альтернативные мотивационные методы действуют ничуть не хуже денежного вознаграждения, а в некоторых случаях – они работают в несколько раз сильнее.

При этом, у конкретного предприятия не может быть стандартного пакета стимулов, но стимулирование должно быть адресным, ориентированным на конкретного работника.


Наказание, как способ мотивации


И, хотя, по словам специалистов и экспертов, этот способ мотивации не всегда работает, но те, кто предпочитают чередовать «кнут» с «пряником», всё-таки изредка прибегают к ним. На что они могут рассчитывать, воздействую на свой персонал наказанием? К сожалению, редко когда наказание становилось стимулом для карьерного роста, скорее наоборот – сотрудник начинал ненавидеть компанию, и если не увольнялся, то начинал вредить её успеху. А, это уже существенный минус.

Поэтому, если вы уже решили использовать наказание в качестве мотивации – помните о том, что это обоюдоострый меч, который может обернуться против вас. Ну, а для того, чтобы уменьшить возможный вред в случае выбора такого варианта мотивации - акцентируйте внимание на том, чтобы не допустить действия со стороны сотрудников, которые могли бы причинить вред фирме, наказывая не персонал, а поступки. Не стоит игнорировать и обязательное объяснение, за что последовало наказание и зачем оно необходимо.

Что же касается применения практики штрафов, то более эффективно будет использовать их только в том случае, когда сотрудник нанёс фирме материальный ущерб, а вот когда был нанесён ущерб деловому процессу, можно применить наказание выходом на работу в выходной день.


Деньги, как способ мотивации


Большинство сотрудников весьма заинтересованы в материальном вознаграждении за свой труд, поэтому, мотивация денежными выплатами весьма и весьма эффективна. Причём, с помощью таких мотиваций вы даже можете корректировать корпоративную культуру своей фирмы. Так, к примеру, вы не приемлете курящих сотрудников – введите небольшое денежное поощрение за отказ от курения. Вас смущает тот факт, что персонал злоупотребляет больничными – введите премию года сотруднику, который ни разу за этот год не побывал на больничном.

Также, если ваша компания расширяется, вместо того, чтобы нанимать новых сотрудников – поощрите старый персонал повысить свою квалификацию и освоить новое направление. Куда экономичнее доплачивать сотрудникам, нежели платить заработную плату новым рабочим.

Высокую эффективность на практике показало и создание специальных фондов взаимопомощи. Такие фонды, которые работают на базе компании, помогают сотрудникам в трудных ситуациях решать финансовые вопросы, тем самым способствуя сплочённости коллектива и культивированию корпоративного духа. Сотрудник понимает, что он и его компания – это одна большая семья, где все один за одного, поэтому, он просто не имеет права подвести большого босса, который так о нём заботится.


Отдых, как способ мотивации


Как показывает практика, периодически в отдыхе нуждаются все сотрудники. И, после такого отдыха (не обязательно речь идёт об отпуске) они с новыми силами имеют возможность приняться за работу. К тому же, неформальная обстановка отдыха, в случае если вы отдыхаете всем коллективом компании, способствует укреплению корпоративного духа и настроения, что тоже само по себе весьма полезно. Именно поэтому, многие западные компании практикуют инвестиции небольших денежных сумм в обеспечение такого отдыха для своих сотрудников. Это может быть не только частичная оплата летнего отдыха, организованные корпоративы, отдых на природе, но и оборудование комнат отдыха в самом офисе или аренда спортивного зала, где сотрудники могли бы отдыхать и заниматься спортом.


Бонусы и льготы, как способ мотивации


Кто сказал, что мотивация обязательно должна быть материальной? Наградите сотрудников дипломами, вымпелами, значками, ценными подарками, в конце концов сделайте благодарственную запись в трудовую книжку. Всё это станет отличным стимулом для ваших сотрудников и персонала. Кстати, даже комлимент о том, что сотрудник сегодня хорошо выглядит – уже одна из форм поощрения. Ну, а для особо талантливых – можно предложить должность советника, или предложить ему подготовить курс лекций на тему повышения эффективности труда (естественно -оплачиваемых).


Что даёт мотивация руководителю компании


Мотивируя персонал, вы улучшаете качество труда, раскрываете потенциал своего персонала, тем самым можете отсеять «хороших» сотрудников от «не очень хороших». Также, инструмент мотивации – отличный способ привлечь в свой лагерь профессионалов, особенно тех, чьи профессиональные заслуги на предыдущем месте никто по достоинству не оценил и не поощрил., В зависимости от ситуации, а также, от особенностей психотипа сотрудников используйте, как материальные формы мотивации так и нематериальные, а также, не забывайте и об индивидуальных мотивациях. Тогда, недостатка в кадрах у вас точно не будет. Причём, кадры эти будут – настоящими профессионалами.


Когда необходимо пересматривать систему мотивации


В случае, когда несмотря на ваши попытки и конкретные действия по мотивации персонала, качество выполненных работ остаётся низким, у вас в компании высокая текучесть кадров, лояльность сотрудников к компании, как и степень доверия и уважения – тоже низкие, затраты на содержание штата персонала превышают допустимые оптимальные значения, и на доход сотрудника идёт больше затрат – самое время остановиться и подумать о том, что с вашим бизнесом что-то не так. Либо вы не так мотивируете свой персонал, либо – пришла пора обращаться за помощью к консалтинговому специалисту.

Ну, а для того, чтобы до этого не допускать – учитесь грамотно мотивировать персонал, разрабатывайте и внедряйте систему оценивания эффективности труда, создавайте прозрачные маршруты карьерного роста и помните, что создание кадрового резерва – это не прихоть и не пустая трата времени, а ваша стратегия и тактика. Однако, прежде, чем провести полную замену игроков в команде, остановитесь. Уволить – дело не хитрое, возможно, просто необходимо использовать другой мотивационный ключик…

14 Июля 2014 20:40

Под словом "мотивация" оочень большой смысл только любой руководитель должен умело воспользоваться.

17 Июля 2014 05:18

Главная мотивация в нашем обществе это деньги... посули как руководитель премию по окончании работы, и сотрудник сделает все максимально быстро и качественно.

30 Сентября 2014 03:31

Деньги это всегда мотивация была есть и будет. Потому как они дают нам возможность решать бытовые и не только проблемы. Осуществлять свои мечты и так далее. Но такая мотивация это очень приятно и улучшает отношение к работе , . Любое достойное отношение к человеку делает его более благодарным и счастливым. Ну если характер порядочный и не жадный.

25 Ноября 2014 01:18

Прекрасная статья! Я когда читала--поняла, что начальник мой очень умело пользовался такими же способами мотивации по отношению к нам--работникам. Результат--уважение к начальнику, желание работать с ним, желание качественно выполнять свою работу. Это очень хорошо, когда люди работают не из под палки, а с удовольствием, осознавая свою значимость в коллективе и с искренней верой в свое дело. Мотивация деньгами (предыдущий комментарий), не самое главное, я так считаю. Главное: пробудить истинный интерес людей к своей работе, создать здоровую обстановку в коллективе, обрести хорошего самодостаточного руководителя, который выберет правильную тактику работы. У такого руководителя будут все возможности для продуктивной работы и тем самым получения прибыли.

25 Ноября 2014 09:14

Мотивируй нас не мотивируй всяческими бонусами на проекте, но если изначально пользователь не хочет работать - он и не будет этого делать. А если он пришел на проект зарабатывать, то он обязательно заработает и без бонусов.

25 Ноября 2014 13:06

Ну хз, мотивация это всегда хорошо, но в первую очередь, что бы человек хотел зарабатывать, он должен понимать как это происходит и что делать надо а там уж хоть мотивируй хоть нет, если человек не понимает проекта, он и не будет на нем работать...

25 Ноября 2014 20:26

Сначала рождается заинтересованность, она даёт толчок мотивации, а уж потом начинаешь вникать. Но заинтересованность, как правило, финансовая)

25 Ноября 2014 20:43

Ольга Шевцова писал(а):
Сначала рождается заинтересованность, она даёт толчок мотивации, а уж потом начинаешь вникать. Но заинтересованность, как правило, финансовая)

Ну а как иначе, за просто так нынче никто ничего делать не будет, но все продается и все покупается (ну или почти все). Ведь получая деньги за работу, человек тем самым продается себя, свой труд...

26 Ноября 2014 11:30

А я когда читала эту статью поняла, что руководство учреждения, где работаю я, не умеют мотивировать сотрудников вовсе. Хотя сами наверное думают по-другому, реализовывая мотивацию только в виде "кнута". В результате такой политики итог следующий: народ стал увольняться, причем грамотные специалисты. И по-прежнему руководство не задумывается, политика "кнута" продолжается.
Ведь действительно гораздо проще доплачивать старым, опытным и проверенным специалистам, чем платить зарплату новичкам, учить их. И то не факт, что они вообще останутся, увидев подобную "кнутовую" мотивацию. Так и живем.
Жаль, что не все руководители чувствуют настроение на своем предприятии, поскольку это тоже имеет значение.
А насчет проекта, то да - здесь хоть мотивируй, хоть нет. Народ регистрируется и думает сразу, что деньги мешками будет выводить. Работать-то ведь никому не охота, единицы здесь остаются и нормально работают (точнее подрабатывают).